Тело: гендер и власть

ТЕЛО: гендер и власть

Восприятие собственного тела обуславливается не только вашим собственным восприятием пропорций. Человек смотрит на себя, своё телесное устройство через различные призмы. Тут играет роль и гендерная принадлежность, и контекст культурно-исторической эпохи, в которой человек живет, и - даже - политический строй в данной стране. Что влияет на телесное восприятие себя, и как вернуть себе власть оценивать своё тело по собственным – личным – меркам?

Культура

С малых лет родители формируют у ребенка казалось бы, его собственное телесное представление.Родители передают с младенчества те общественные нормы и порядки, которые касаются того, как обращаться с телом: во что его одевать, скрывая или показывал разные части тела, какие телесные жесты находятся под моральным запретом, как можно телесно выражать переживания и многое другое. Чаплин говорил: «Покажите мне походку человека, и я скажу, откуда он родом». То, как мы жестикулируем, двигаемся, во что одеваемся – всё это выдает нашу принадлежность к определенной культуре.

Гендерные особенности телесного восприятия

мужчина и женщина
Мужчины носят бороду, а женщины - платья

В разных культурах мы встречаем обширное разнообразие правил обращения с телом, но в каждом обществе неизменным остаются отличные требования к мужскому и женскому телу. Гендерный аспект, т.е. представления о том, как должны выглядеть мужчина и женщина и какими качествами каждый из них должен обладать, чтобы именоваться таковыми, также формируют нашу оценку внешнего вида. Так, женщинам предписано иметь плавные формы, быть мягкой в жестикуляции, а - в последнее время - обладать тонким станом. К мужскому телосложению есть также свой "список требований", однако влияние гендерных стереотипов сильнее влияют на женщин с самых ранних пор: так, например, русские девочки достаточно рано усваивают тенденции к худобе и с ранних лет начинают ограничивать себя в еде. Этот пример я привела не понаслышке: работая с детьми, я не раз слышала от первоклассниц, что они «располнели и поэтому сидя на диете». Во взрослом мире мы также постоянно сталкиваемся с гендерными стереотипами.

Гендерная «сегрегация» настолько встроилась в правила жизни социума, что почти и не ощущаются нами как ограничения. Пример: когда Вы переступаете порог крупной коммерческой фирмы, первая, кто Вас встречает – длинноногая, очень ухоженная секретарь, которая отражает не только собственную привлекательность, но и представляет статус целой фирмы.

Тело как инструмент политического акта

Власть, политический режим в стране также вполне успешно манипулирует восприятием человека собственного тела. Яркий пример: тоталитарные режимы первой половины ХХ века, при которых намеренно использовалась физической жестокость как инструмент властвования, геноцид, основанный на расовых теориях. Тело стало главным инструментом публичного жеста. Или – другой пример – советская  культура 1920–30-х гг. Идея «нового человека» включала конструирование «телесности», придание образу советского человека признаков физического совершенства. Впрочем, последующая «гламуризация» жизни внесли свой вклад в создание «культуры тела» и, если хотите, его культа.

Тело в контексте настоящего

Западные культурологи говорят о появлении такого феномена как «современное тело». Главный его признак в возможности постоянных метаморфоз, в способности изменять самого себя благодаря пластическим операциям, а в будущем, возможно, и с помощью генной инженерии. Большинство исследователей связывает понятие «современного тела» с индивидуализмом и культурой потребления, однако существует противоположная точка зрения, что данное явление отражает опасный для девушек конформизм: «известные и успешные женщины определенных стандартов, и я не должна отставать». Как заметила американская феминистка К. Дэвис:

Тело — это средство par excellence современного индивида достичь гламурного образа жизни. Тела больше не являются выражением того, как мы приспособились к социальному порядку, а являются способом самовыражения, превращения в тех, кем мы хотим стать. В эпоху, когда каждый сам отвечает за собственную судьбу, тело — всего лишь еще одна черта в собственном проекте идентичности.

диета

Главным фактором, формирующим негативный образ своего тела, является влияние средств массовой информации и рекламы, сделавших худобу главным критерием привлекательности женского тела и утвердивших представление: «иметь совершенное тело» все равно что «быть привлекательным». Как результат такого утверждения - нормальные, здоровые девушки оценивают свой вес как избыточный и испытывают серьезный психологический дискомфорт. У женщин возникает феномен «отчуждения от тела»: тело становится чем-то отдельным, тело является коварным врагом, с которым нужно бороться за право считаться привлекательной. Тогда женщина начинает контролировать собственное тело. Так расщепляется «Я» человека: пропадает ощущение связанности психики и тела.

Ярким примером последствий такого внутреннего расщепления являются недавние судебные разбирательства в Китае между супругами. Иск мужа был связан с тем, что дети по мере вырастания были не похожи ни на одного из супругов и были, откровенно говоря, не очень симпатичными. Как в последствие было выяснено, женщина до встречи с будущими мужем делала пластические операции, которые сильно видоизменяли облик. Разозленный и обманутый муж требовал развода и компенсаций.

Не углубляясь более в различия в нюансах отношения к телу, признаем: сегодня больше людей, чем раньше, воспринимают его не просто как природную «данность», но как то, что может быть «слеплено» «из того, что было».

К чему собственно я это Вам рассказываю? Этим мини исследованием факторов, влияющих на наше восприятие собственного тела я хотела обратить ваше внимание, на то, как много "внешних голосов", правил и неписаных законов диктуют нам какими следует нам быть, чтобы быть реализованными в этом мире. Но следуя этим предписанным нормам, как часто мы слышим свой голос? Как часто мы смотрим на себя в зеркало, на своё собственное обнаженное тело незамыленным от общественных стереотипов взглядом? Мои клиенты приходят ко мне также с вопросами принятия собственного тела. И вместе мы проделываем долгий путь. И путь этот не к тому, как научиться усмирять плоть, чтобы суметь выдерживать ограничения в еде, а путь этот сложнее в стократ: это путь к себе. Путь, к пониманию того, кто есть Я на самом деле, и каким Я хочу быть и как выглядеть. Нет, конечно, речь не идет о полном отрицании социальных норм- без их принятия вряд ли будет приятно жить в окружающем обществе. Речь о том, как быть в этом мире и ощущать себя органично, отделять, где мои собственные представления о внешним облике, а где - навязанная извне картинка о недостижимом идеале. Обратившись к себе, можно наконец- таки перестать ставить знак равенства между худым телом и привлекательностью. Это разные категории.

Консультации проводятся

в Москве и в Долгопрудном

+7 (964) 535-38-83

О методах моей работы