«Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность»
Эрих Фромм
Мой третий год обучения на психфаке был особо насыщен событиями: я не только пошла учиться на психотерапевта и встречалась с первыми своими клиентами, но и начала свою трудовую деятельность в школе как психолог.
Особое удовольствие я получала при общении с подростками: я впечатлялась их видением взрослой жизни, их воодушевленностью будущими перспективами, их любопытству к себе, людям вокруг и — особенно — к противоположному полу. Первые влюбленности, сложные и вполне уже взрослые вопросы о собственном предназначении, о мироустройстве — всё это очень важно для последующего взросления. И я каждый раз впечатлялась их ответами на вопросы о смысле происходящего вокруг, честно делилась своим опытом, и вместе с ними искала выходы из сложных ситуаций. Затем грянула реформа образования, и проработав в школе 3 года, всех моих коллег и меня сократили, не оставив возможности детям находить поддержку в лице школьного психолога. Я до сих пор скучаю по своим подопечным.
Следующий жизненный этап подарил мне опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: я устроилась в государственный психологический центр, где в основном работали с маленькими детишками. Благодаря теоретическим знаниям, я знала, что путь к внутренним переживаниям ребенка лежит через игру т.к. именно она в этот возрастной период является ведущей деятельностью. И тогда я училась играть с ребенком. Играть и видеть, как разворачиваются все те сложные чувства, которые ребенок никак не может показать взрослым. Играть и помогать ему менять разрушающий конец игры на созидательный.
Еще я поняла, что трудности ребенка или его плохое поведение, приводящее в отчаяние родителей, не есть проблема исключительно самого ребенка. Плохое поведение – это такой сигнал, что в семье не все гармонично, что происходит что-то неладное. Поэтому при работе с детьми консультирую также и родителей.