Люди приходят в мой кабинет и часто начинают первое наше знакомство с рассказа, что же в них есть такого неправильного, что требует исправления и «починки». Часто человек верит, что если в нём, как часовом механизме, что-то подкрутить в одном месте, заменить деталь в другом месте, то часики затикают вновь и его жизнь станет гармоничнее, а сам он – лучше, «правильнее» и счастливее. До прихода к психологу, у человека могло быть много попыток справиться самому, но затраченные усилия не принесли ожидаемых плодов.
На первой ознакомительной встрече частный психолог заключает с клиентом устный контракт – что будет результатом для клиента, по каким признакам он поймет, что достиг тех самых позитивных изменений. И, чаще всего, в конце курса психотерапии клиент осознает, что изменения произошли… но они не очень-то и соответствуют тем намеченным желаемым результатам, которые обсуждались на самой первой встрече. Парадокс, скажете Вы? Уже подозреваете специалистов-психологов в массовой некомпетентности и в несоблюдении условий договора? Не спешите с выводами, дайте мне возможность поразить вас.
Итак, о парадоксах:
Изменения с человеком случаются именно в тот момент, когда человек перестает бороться с собой, оставляет попытки преодолевать себя и признает всю полноту того, кем он является в настоящий момент времени. Другими словами, если быть тем, кто ты есть в данный момент времени, а не казаться кем-то, кем ты не являешься, то происходят изменения.
Феномен, названный «теорией парадоксальных изменений» объяснил в своей статье Арнольд Бейссер. Собственно, вся его жизнь – отражение этой теории: будучи прикованным к инвалидному креслу после несчастного случая он находит в себе силы жить яркой и полноценной жизнью, несмотря на существующие физические ограничения.
Арнольд Бейссер не только преуспевал во врачебной практике как врач-психиатр, но и был успешным профессиональным теннисистом. А в возрасте двадцати пяти лет судьба его резко дает крюк, и он заболевает полиомиелитом. Он становится полностью обездвижен, прикован к кровати. Первые несколько лет Арнольд отчаянно не сдается и всеми силами, физическими нагрузками пытается поставить себя на ноги. Но попытки его безуспешны. Арнольда захлестывает отчаяние и депрессия. Он начинает горевать по тому, что уже не случится в его жизни никогда.Так, постепенно, к нему приходит принятие той ситуации, в которой он находится в настоящий момент, а за принятием – мысль:
Ладно, я обездвижен и парализован. Это факт. Но что я теперь могу из этого – парализованного – состояния, что мне по-прежнему доступно?.
А далее с ним случается то, что американские сценаристы назвали бы хэппи-эндом: он женится по взаимной любви на женщине, которая за ним ухаживала, успешно работает в госпитале в Калифорнии, продвигается по карьерной лестнице и выводит обычную психиатрическую клинику на престижный уровень.
Эти успехи в жизни Бейссера стали возможными только после четкого понимания того, кто он есть на самом деле – ограниченный в физических возможностях человек, но по-прежнему врач-психиатр.
Как эта теория работает?
Мы затрачиваем огромное количество сил, чтобы создавать идеальный «образ себя» для окружающих (но на самом деле не являться таковыми), стараться презентовать себя миру наиболее привлекательной стороной. Если не заниматься этой борьбой, то высвобождается большое количество энергии, которую можно направить на обустройство и повышение «комфортабельности» своей жизни в тех условиях, которые есть сейчас, ничего в них не меняя.
Иногда, находясь под впечатлением данной теории, клиент решает про себя: «Хорошо, я приму, что я не знаю французский, и тогда изменения случатся, и я овладею французским без усилий». О, это великий соблазн – притворится, что принял себя и окружающую действительность, чтобы втайне продолжать лелеять надежды на «незатратные» и желанные результаты. И притворство состоит также в том, что осознать и уложить во внутреннее мироустройство надо, на самом деле,не только сам факт незнания иностранного языка, но и то, что
То есть, принять себя – это признать существующие раздирающие противоречия, собрать разноголосые части личности, которые спорят между собой, и побыть в этом противоречии: «Я одновременно хочу уметь говорить по-французски и не хочу тратить время на изучение языка. И всё это –Я».
И это непростая работа – не критикуя себя, не виня, позволить себе ощущать внутренние разнонаправленные импульсы желаний, просто потому что это именно то, что с Вами и происходит на самом деле. Когда все же человек осмеливается сказать себе правду про себя, тогда он перестает себя мучить, и у него появляется энергия на поиск решения. А какое именно будет решение - не может заранее знать ни один специалист, потому как совсем не в этом состоит его профессиональная обязанность.
Так, в приведенном примере клиент вдруг может осознать, что всегда хотел учить испанский и запишется на курсы, или, например, вообще откажется от идеи изучения иностранного языка, потому что поймет, что, на самом деле, он любит проводить свободное от работы время за другими занятиями. В общем, исход может быть самым разным. Главное, что это будет осознанное решение, основанное на истинных желаниях.
Именно поэтому контракт, заключенный между психологом и клиентом на первой встречи, не всегда соблюдается до самого конца. Условия такого контракта вечно претерпевают те самые парадоксальные изменения.
И чем больше клиент узнает себя, тем вероятнее, что в конце встреч с психологом он обнаружит в себе приятные перемены, но в каком-то другом, «незапланированном» направлении.
Но, всё же, важно мне также оговорится: некоторые изменения возможны только через усилия и через осуществление волевых процессов. Теория Бейссера становится полезной лишь тогда, когда человек действительно перепробовал все возможные средства достижения цели. Важно вначале рискнуть, отважится действовать, а затем позволить себе принять свои попытки, если они не увенчались успехом, чтобы высвободить энергию для поиска решения, парадоксально отличающееся от первоначального замысла.
Молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера как нельзя лучше передает смысл теории парадоксальных изменений:
Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.
Желаю нам всем мужества на пути к изменениям!
Работа написана по мотивам статьи Арнольда Бейссера "Парадоксальная Теория Изменений". Перевод оригинала статьи осуществлен Н. Долгополовым и О. Долгополовой
Психотерапия дает положительные результаты только тогда, когда человек сам заинтересован в изменениях в своей жизни и готов прикладывать усилия для этого. Без активного участия в самом процессе психотерапии не случается чудесного освобождения от бремени существующих проблем. Что значит активное участие в психотерапевтическом процессе? Это означает вступать в открытый диалог с психотерапевтом и с собой. Это означает обращаться к себе, своим переживаниям, и, в конечном счете, открывать при помощи психотерапевта различные грани своей личности. Бывают случаи, когда нет конкретной, определенной трудности, но Вы ощущаете общую неудовлетворенность Вашей жизнью и хотели бы более осознанно проживать происходящее. Это также является достаточным поводом начать путь самоисследования в кабинете частного психолога.
Я не располагаю готовыми решениями к любой жизненной трудности, но владею методами, которые позволяют клиенту возвращаться к своей внутренней устойчивости.