Родители часто задаются вопросом: как развить самостоятельность ребенка, как научить самоконтролю? Один из способов – воспитывать уважительное отношение к деньгам. Давайте выясним, что дети должны знать о личных тратах и как договариваться с ребенком о карманных деньгах.
В дошкольном возрасте, когда ребенок начинает играть в сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, игра в больницу и т.д.) предложите ребенку поиграть в магазин. Пусть он побудет покупателем, а вы – продавцом. Напишите рядом с каждым игрушечным товаром цену, общую сумму «купленного» подсчитает продавец у кассы, и он же дает сдачу маленькому покупателю. Потом поменяйтесь с ребенком ролями. Здесь совершенно не важно, умеет ли ребенок считать. Важно показать сам принцип, что каждый товар имеет цену и его нужно оплатить.
При реальном походе с ребенком в магазин, вы также можете проводить аналогии с игрой: обращайте внимание ребенка на ценники. В возрасте 6-7 лет ребенок может помогать вам с покупками, например, научите ребенка в супермаркете самостоятельно взвешивать фрукты и овощи и клеить ценник на пакет, попросите его помощи при подсчете сдачи.
С походом в первый класс можно начинать давать своему новоиспеченному школьнику деньги на карманные расходы. При этом важно обсудить всей семьей сумму карманных денег, общую стратегию относительно экономического воспитания ребенка. Лучше договориться о количестве денег, выдаваемых ровно на неделю, т.к. ребенку семи лет еще сложно рассчитывать траты на больший период времени. Какую конкретно сумму давать – индивидуальное решение каждой семьи. Здесь важно учитывать актуальное экономическое положение родителей. Сумма должна быть такой, чтобы ребенок не мог совершить достаточно дорогую покупку без согласования со взрослыми.
На первых порах помогите ребенку тратить его личные деньги: расскажите, на что он может расходовать полученный бюджет, объясните, как следует рассчитать и накопить деньги, если он хочет приобрести какую-то дорогостоящую вещь. Поначалу дети могут «транжирить» свой карманный бюджет на всякие безделушки: жвачки, конфеты, игрушки.
Вы можете мягко выразить свое мнение как можно распоряжаться этими деньгами, но ни в коем случае не настаивайте на своём видение: иначе как ребенок научиться обращаться с денежными средствами, если ограничивать его попытки свободно распоряжаться ими?
Безусловно, Вы можете обговорить запрет на покупку, например, вредной пищи, лотерейных билетов, а дальше – свобода и финансовая ответственность самого чада. При этом всё самое необходимое для учебы (портфель, тетради, канцелярские товары, школьная форма) всегда приобретаются самими родителями.
Нельзя «платить» сыну или дочери за успешную учебу, помощь по дому. Оплачивая хорошие отметки или помытую посуду, ребенок начинает относиться к бытовым обязанностям и к учебе как к источнику заработка. Но наша с вами задача привить ценность труда, ценность помощи и ценность получения знаний. И вот эти ценности важно прививать не через смысл получения дохода.
Наоборот, нужно показать, что прибирая в квартире, дети помогают родителям, и это – бесценно. А учатся школьники для того, чтобы стать образовыванными, быть развитыми личностями, и это ни за какие деньги не купишь.
Чем старше становится ваш школьник, тем больше становится материальная потребность в вещах, значит, сумма должна расти вместе с возрастом. В старших классах ребенок уже может распределить свои траты на месяц, поэтому можно давать денежные средства раз в месяц. Летом ребенок может получить опыт самостоятельного заработка. Расскажите подростку, где он может найти подработку, на что важно обратить внимание при устройстве на работу, какие вопросы могут задать на собеседовании. Так постепенно ваш ребенок научиться ответственно относится к своим тратам.
Психотерапия дает положительные результаты только тогда, когда человек сам заинтересован в изменениях в своей жизни и готов прикладывать усилия для этого. Без активного участия в самом процессе психотерапии не случается чудесного освобождения от бремени существующих проблем. Что значит активное участие в психотерапевтическом процессе? Это означает вступать в открытый диалог с психотерапевтом и с собой. Это означает обращаться к себе, своим переживаниям, и, в конечном счете, открывать при помощи психотерапевта различные грани своей личности. Бывают случаи, когда нет конкретной, определенной трудности, но Вы ощущаете общую неудовлетворенность Вашей жизнью и хотели бы более осознанно проживать происходящее. Это также является достаточным поводом начать путь самоисследования в кабинете частного психолога.
Я не располагаю готовыми решениями к любой жизненной трудности, но владею методами, которые позволяют клиенту возвращаться к своей внутренней устойчивости.