Весь цивилизованный мир охвачен идеей: чтобы развиваться, строить карьеру, быть интересным собеседником необходимо отваживаться и изменять привычные условия вокруг себя. Увольняться с работы, которая личностно не развивает. Менять место жительства, чтобы увидеть, что мир безграничен. Постоянно заниматься самообразованием. Преодолевать комплексы и фобии. В общем, всячески выходит из зоны комфорта в неизвестное и пугающее пространство «нового опыта». Мы верим, что, только покинув привычную среду обитания, можем достичь желаемого. Но что есть пресловутая «зона комфорта» на самом деле, и какой смысл заключен в выходе из неё?
Девушка пишет пост в социальной сети. Пишет о том, что устала, что с трудом встает по утрам и идёт на работу, а на работе еле доживает до вечера. Еще пишет, что не погашены кредиты и что еле-еле сводит концы с концами и находится в постоянных мыслях о расходах. Волнуется, сможет ли она удержаться в этом месяце от того, чтобы не влезть в ещё большие долги. В комментариях к записи читаю: «Тебе нужно подумать, чем тебе интересно заниматься и найти другую работу!», «Ты же классно рисуешь, почему бы тебе не податься на фриланс?»
Что предлагают комментаторы? Кардинально изменить имеющиеся обстоятельства, чтобы посмотреть на жизнь с другого угла. Секрет в том, что эти комментарии больше говорят о самих комментаторах:
Что-то заставляет этих людей занимать экспертную позицию по отношению к ситуации, которую описывает девушка и давать советы. Все эти люди как будто умаляют тревоги девушки и пишут по принципу «я тучи разведу руками».
Именно экспертная, т.е. эмоционально-отстраненная позиция, позволяет нам не встречаться с нашими переживаниями. В данном случае, возможно, комментаторы избегают встречаться с собственным страхом. Ведь, на самом деле, это страшно – представить себя на месте этой девушки. Человек часто бывает ограничен обязательствами, и нам постоянно приходится приноравливаться к неудобным для нас условиям. Мы не всегда обладаем той степенью свободы от обстоятельств, когда можем делать свободный выбор, основанный лишь на нашем «хочу». Но фраза про «выход из зоны комфорта» как будто позволяет «закрыть глаза» на объективные ограничения. Заметили, что ни один из комментаторов не рассказал, например, как выплатить кредиты, если уйти во фриланс, где ежемесячный доход весьма нестабилен? Всё потому, что сторонники «выхода» твердо убеждены в безграничности человеческих возможностей. Но, на самом деле, это отголосок инфантильного представления о всемогуществе, основанного на детском эгоцентризме. Ребенку часто кажется, что мир вращается вокруг него, мама и папа удовлетворяют почти все его потребности (и часто по первому его зову), а, значит, он всесилен. Идея о выходе из зоны комфорта позволяет нам поддерживать иллюзию всемогущества.
Психотерапия же помогает человеку пережить все чувства, которые рождаются от того, что мы всю жизнь встречаемся с ограничениями.
Пройдя через принятие отчаяния, человек обретает иную форму свободы: не абсолютную, но ту свободу, которая есть у него в рамках объективных ограничений.
Например, та девушка может посчитать: сколько ещё ей необходимо оставаться на нелюбимой работе, чтобы расплатиться с долгами. Так она может увидеть объективный конец страданию. И тогда стратегию по поиску более интересной работы можно строить исходя из этих исходных данных.
Лев Семенович Выготский, советский психолог, изучавший вопросы когнитивного развития детей, говорил о том, что обучение ребенка должно опираться на созревающие психические функции. По-простому: обучение новому должно базироваться на том, что ребёнок ещё не способен решить самостоятельно, но он уже вполне созрел, чтобы выполнить эту задачу с помощью взрослого. То есть, чтобы развиваться, ребенка нужно постоянно стимулировать задачами, где есть некое преодоление, и, одновременно, у него должна быть поддержка рядом в виде более компетентного взрослого, который готов его «подхватить». Далее этот успешный опыт получение нового знания (или любого другого опыта) усваивается ребенком, и он может воспроизводить его самостоятельно. По такому принципу дети учатся ходить: ребенок пытается встать – родитель это замечает и подаёт руку – ребенок и родитель идут вместе – ребенок чувствует опору в ногах и отпускает руку.
К чему я это рассказываю? Я подозреваю, что, вырастая, мы продолжаем обучаться новому именно по такому же принципу:
Новые навыки или знания усваиваются нами маленькими порциями, и при этом нам также важна «рука» наставника, который поможет нам сориентироваться в этом новом опыте, будь то реальный человек или обучающие ролики из интернета.
То есть, все изменения происходят плавно и постепенно. Выход из зоны комфорта предполагает же резкий и качественный скачок в развитии, что может быть достаточно травматично. Это как если бы родитель ожидал, что его ребенок, который только начал ходить и ещё пошатывается, способен пробежать стометровку, и сильно бы удивился, что малыш шлепнулся на старте.
Психотерапия позволяет увидеть, что человек уже достаточно усвоил и на что он может опираться, чтобы начать делать маленькие шаги навстречу новому. И немаловажный фактор при освоении этого нового обращать внимание на то, что может служить поддержкой для последующих шагов. Когда мы организуем себе ресурсную поддержку и делаем что-то новое по чуть-чуть, то нам не приходится бороться с разрушающей тревогой перед неизвестным.
Скажу сейчас парадоксальную вещь: все наши изменения направлены на то, чтобы, на самом деле, попасть в ту самую зону комфорта. То есть мы делаем что-то, чтобы устранить дискомфорт, только затем, чтобы потом вновь чувствовать себя расслабленно. По-научному это называется «стремление к гомеостазу». Все живые организмы стремятся восстанавливать утраченное равновесие (покой) через преодоление сопротивления внешней среды.
Представители теории «выхода из зоны комфорта» меняют местами причину и следствие: мы оказываемся в зоне дискомфорта только тогда, когда нужно что-то «улучшить» в нашей зоне комфорта, чтобы вернуться в исходное состояние покоя.
Мы решаемся на смену места работы, новые отношения, переезд, только если эти изменения в конечном итоге сулят нам ещё больший комфорт, чем есть сейчас.
Потому что только тогда, когда человек чувствует себя расслабленно и его не «штормит», он может с удовольствием работать, заниматься спортом, у него есть здоровое любопытство ко всему новому. И если вы чувствуете, что ваша жизнь идёт сейчас плавно, то это отличный повод расслабиться, выдохнуть и насладиться пребыванием в зоне комфорта. Потому что жизнь сама вас заставит выйти из равновесия, и тогда потребуются все ваши ресурсы, которые можно накопить, пребывая в расслабленности.
На днях мне рассказали красивую метафору, которая наглядно показывает всю опасность всякого рода тренингов личностного роста, которые основываются на идеи выхода из зоны комфорта. Как правило, на этих тренингах предлагают делать именно то, что человеку никак не дается или перед чем он испытывает страх. Например, молодому человеку, испытывающему смущение перед знакомством с девушками, предлагают подойти и поздороваться как можно с большим количеством девушек. Так вот, метафора такая:
Представьте, что у вас сломана рука. Вы приходите на тренинг и говорите: «Вот, что-то рука болит. Всё, к чему ни прикоснусь, вызывает боль». А вам в ответ: «Не беда! Просто одевайте боксерскую перчатку и бейте по груше что есть мочи, так вы вылечитесь». Нужно ли говорить, что эффект получается ровно противоположный выздоровлению и что рука становится ещё более травмированной?
И нужно ли уточнять, что юноша из примера выше после такого тренинга станет ещё больше бояться знакомиться с девушками, получив тот самый негативный опыт отказа, которого он так страшился?
Психотерапия позволяет бережно «залечить» то, что болит. Ведь душевные раны похожи на телесные: для заживания им нужно время, терпение и бережное отношение. Ковыряние «больных мест» больше похоже на садистическое действие, чем на заботу о себе. И зачастую самоистязание не приводит человека к желаемым результатам, а, скорее, заставляет чувствовать себя ещё более подавленным и слабым.
Терапия, может, и не гарантирует мгновенных результатов, но зато учит бережному обращению с собой и со своими особенностями. А вот любовь к себе и к своим особенностям позволяет и горы свернуть.
Психотерапия дает положительные результаты только тогда, когда человек сам заинтересован в изменениях в своей жизни и готов прикладывать усилия для этого. Без активного участия в самом процессе психотерапии не случается чудесного освобождения от бремени существующих проблем. Что значит активное участие в психотерапевтическом процессе? Это означает вступать в открытый диалог с психотерапевтом и с собой. Это означает обращаться к себе, своим переживаниям, и, в конечном счете, открывать при помощи психотерапевта различные грани своей личности. Бывают случаи, когда нет конкретной, определенной трудности, но Вы ощущаете общую неудовлетворенность Вашей жизнью и хотели бы более осознанно проживать происходящее. Это также является достаточным поводом начать путь самоисследования в кабинете частного психолога.
Я не располагаю готовыми решениями к любой жизненной трудности, но владею методами, которые позволяют клиенту возвращаться к своей внутренней устойчивости.