Почему уже после первого посещения стоматолога у ребенка формируется боязнь лечения зубов? И почему такой страх он нередко «приносит» на первый прием к стоматологу, если он даже не знает, что его ждет? Что делать, если ребенок после похода к зубному врачу панически боится лечить зубы?
Прежде, чем рассказывать о причинах страха стоматологов у малышей, важно разделить такие понятия, как тревога, страх и фобия (в данном случае дентофобия). Человек ощущает тревогу в случае неясной опасности, источник которой человек не может определить. Именно эта неопределенность заставляет человека тревожиться. Страх – это эмоциональная реакция в ситуации испуга. Страх, в отличие от тревоги, всегда связан с конкретной ситуацией, которая и вызвала испуг. Фобия же представляет собой переживание неадекватного по силе проявления страха или ужаса при повторении определенной ситуации. Так вот, ребенок может тревожиться, если у него нет определенности: что же происходит в кабинете стоматолога? Уже сидя в стоматологическом кресле, ребенок может испугаться неожиданной боли при той или иной стоматологической процедуре и испытать страх. Этот страх при особой чувствительности малыша или при не совсем педагогически верных действий родителей может перерасти в фобию: неудачный первый поход к стоматологу отложиться сильным эмоциональным потрясением, и ребенок может начать фобически бояться даже одного упоминания о зубном враче.
Не рассказывая малышу заранее про работу стоматолога и про процесс осмотра и лечения зубов, родители тем самым обрекают ребенка на переживание тревоги перед посещением врача: ведь он не знает, что с ним будет происходить в кабинете, об этом ребенок может только фантазировать.
Тревогу могут усиливать и волнение самих родителей: хоть трехлетний малыш уже проявляет некоторую автономность и самостоятельность, он всё равно прекрасно считывает на подсознательном уровне эмоциональное состояние мамы. Безусловно, само отношение родителей влияет на то, как пройдет посещение врача. Если мама переживает о том, как пройдет «первое знакомство» с зубным врачом, для малыша это сигнал: предстоит что-то опасное! Своё беспокойство мама или папа выдают в, казалось бы, успокаивающих фразах «ты только не бойся», и ребенок попросту никуда не может деться от ощущения тревоги.
Чтобы снизить уровень тревоги, необходимо ребенку рассказать, чем занимаются стоматологи перед посещением врача.
В разговоре с малышом важно удерживать тонкую грань: ребенку нельзя врать, но при этом важно не запугать его правдой. Например, на вопрос ребенка будет ли ему больно, можно ответить, что иногда может чуть пощипать, таким образом Вы не обманываете ребенка, что болезненных ощущений не будет, но и не усиливаете его волнения.
Обращайте внимание ребенка на позитивные стороны профилактики и лечения зубов: стоматологи помогают детским зубкам быть здоровыми, ровными и красивыми.
Страх перед болью - это нормальная защитная реакция организма, которая напрямую связана с инстинктом самосохранения. Прежде всего, родителю стоит примириться с мыслью, что ребенок, возможно, испытает дискомфорт от стоматологических процедур (хотя современная стоматология стремится к усовершенствованию приборов, чтобы минимизировать болевые ощущения). Важно понять, что эту защитную реакцию выключить невозможно. Но во власти родителя помочь ребенку справиться как с переживанием тревоги перед походом к врачу, так и с возможным дискомфортом во время приема.
Ролевая игра в зубного врача отличный способ не только помочь справиться с тревогой, но и возможность реально снизить возможные неприятные ощущения в кресле стоматолога. Поиграйте с малышом в стоматолога и пациента. Расскажите, какими инструментами пользуется доктор, и для чего они предназначены. Для начала взрослый побудет доброжелательным доктором. В игре нужно как можно достовернее отразить процедуру стоматологического осмотра: вот Вы встречаете своего маленького пациента у двери, провожаете в кресло, раскладываете приборы (игрушечные предметы, отдаленно похожие на инструменты врача вполне сгодятся – малыш дофантазирует необходимые детали), осматриваете ротовую полость, при этом доброжелательно разговаривая. Можете попросить прополоскать рот и сплюнуть, "пожужжать", изображая звук бормашинки, в общем, выполняйте понарошку все те действия, которые могут происходить в кабинете стоматолога. Закончив игрушечный осмотр, поблагодарите Вашего ребенка за терпение, похвалите его: "Ты хорошо справился!". Теперь поменяйтесь ролями: пусть ребенок побудет врачом, а Вы - его пациентом. Таким образом, ребенок будет иметь представление, что происходит в кабинете врача, а также на приеме он теперь сможет с интересом наблюдать за действиями реального врача, так интерес и любопытство сможет отвлечь ребенка от болезненных ощущений.
Познакомьте ребенка со специалистом заранее. Первый поход ко врачу должен быть с целью просто осмотра ротовой полости, а лечение зубов отложите до второго похода ко врачу. Если у врача будет возможность, пусть познакомит ребенка со своим кабинетом, с инструментами, которыми он работает. Понаблюдайте, насколько врач доброжелательно относится к своим маленьким пациентам. В день приема приходите с ребенком в назначенное время. Не стоит приходить сильно заранее, поскольку общее напряжение сидящих в очереди детей может отразиться на эмоциональном состоянии Вашего ребенка.
Если всё же случилось так, что первый опыт общения со стоматологом сильно травмировал ребенка, и он теперь панически боится идти к врачу или ребёнок обладает изначально высоким уровнем тревожности, важно дать выход эмоциональным переживаниям малыша. Ни в коем случае не высмеиваете страх ребенка, не обесценивайте чувство страха и не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые смело перешагивают порог кабинета стоматолога. Будьте внимательны к своему чаду, спросите ребенка, что напугало его у врача.
Затем предложите ребенку нарисовать свой страх. Не оценивайте рисунок ребенка, а искренне интересуйтесь: что изображено, что делают персонажи на рисунке, что самое страшное в этом рисунке для ребенка. Для того, чтобы помочь ребенку пережить пугающий опыт, нужно признать, что в тот момент он правда испугался: «Да, похоже, тебе действительно было страшно и больно». Таким образом, ребенок сможет разделить с Вами свои чувства, и интенсивность переживания уменьшится. Второй шаг, который важно сделать – это преобразовать «страшный» рисунок в позитивный или смешной. Предложите ребенку изменить нарисованный сюжет так, чтобы мальчику или девочке на картинке не было больно. Может быть, это будет появление на рисунке какого-то защитника, который оберегает от боли, или врач вручает своему маленькому пациенту конфету смелости, после которой ему не страшны никакие стоматологические процедуры. В общем, подойдет любой фантазийный сюжет, который помогает ребенку справляться с возникшей трудностью. Если ребенок не предлагает вариантов позитивных изменений рисунка и не поддерживает тот сюжет, который предлагаете Вы, тогда можно просто сжечь рисунок, предложить ребенку разорвать его на мелкие кусочки. Скажите, что вместе с уничтожением «страшного рисунка» уходит и боль, и страх лечения зубок (дентофобия у детей). Эту арт-терапевтическую технику можно повторять несколько раз, в случае если ребенок продолжает боятся идти на прием к врачу. Можно также поиграть во врача и «боящегося пациента». На сей раз бояться будете Вы, а ребенок будет добрым стоматологом, который попытается успокоить Вас. Затем поменяйтесь, и повторите все действия ребенка, когда он, будучи врачом, успокаивал Вас.
И, конечно же, обратитесь к другому специалисту за стоматологической помощью. Расскажите доктору об имеющемся затруднении. Перед следующим посещением врача, познакомьте ребенка с новым врачом заранее, посмотрите, как измениться общение Вашего ребенка с этим специалистом: появляется ли контакт между доктором и Вашим чадом, сможет ли он довериться дяденьке или тетеньке в белом халате, спокойно ли ему в присутствии врача.
Важно также отметить насколько сам специалист готов справляться с дискомфортом, мешающим его непосредственной работе с ребенком, в случае если ребенок склонен ярко и «громко» выражать свои эмоции. Именно поэтому важно заранее познакомить ребенка со специалистом.
Помните, что взрослый – не только опора и поддержка для маленького человека, но и тот, кто имеет больше прав и возможностей. Если Вы отнесетесь к случившемуся без излишнего волнения, Ваша уверенность и спокойствие перерастет в спокойствие самого ребенка.
Если Вы чувствуете, что у Вас не получается перебороть у ребёнка страх зубного врача или Вы боитесь навредить, то лучше обратиться к профильному специалисту, таковым может являться личный психолог или школьный психолог.
Психотерапия дает положительные результаты только тогда, когда человек сам заинтересован в изменениях в своей жизни и готов прикладывать усилия для этого. Без активного участия в самом процессе психотерапии не случается чудесного освобождения от бремени существующих проблем. Что значит активное участие в психотерапевтическом процессе? Это означает вступать в открытый диалог с психотерапевтом и с собой. Это означает обращаться к себе, своим переживаниям, и, в конечном счете, открывать при помощи психотерапевта различные грани своей личности. Бывают случаи, когда нет конкретной, определенной трудности, но Вы ощущаете общую неудовлетворенность Вашей жизнью и хотели бы более осознанно проживать происходящее. Это также является достаточным поводом начать путь самоисследования в кабинете частного психолога.
Я не располагаю готовыми решениями к любой жизненной трудности, но владею методами, которые позволяют клиенту возвращаться к своей внутренней устойчивости.